11. Прекращение нежелательного лая.
Лай является сильным инстинктивным поведением собаки. Некоторые собаки начинают лаять почти не раздумывая, поэтому отучить собаку лаять вообще практически мало реально. Однако ее можно приучить прекращать лай по команде или не лаять в определенных ситуациях. Электронный радиоуправляемый ошейник можно использовать для ограничения лая собаки по определенной команде (например, «Тихо!»).
План урока.
1. Установите интенсивность воздействия на уровень, который Вы определили в соответствии с разделом Советы по выбору интенсивности воздействия.
2. Создайте ситуацию, в которой - вы знаете - собака залает.
3. В момент, когда собака залает, дайте ей строгим голосом команду замолчать и затем нажмите кнопку продолжительной стимуляции. Момент спустя, отпустите кнопку.
4. Повторите это упражнение несколько раз в течение одного занятия.
5. Повторяйте уроки каждый день в течение 1 недели. Постарайтесь находить различные причины, вызывающие лай у Вашей собаки. Не корректируйте собаку каждый раз, когда она залает. Если после двух занятий не появляется положительный результат, увеличьте интенсивность на один уровень.
6. После недели занятий не нажимайте кнопку вообще, когда даете команду «Тихо!» в первый раз. Нажимайте кнопку только в том случае, когда Вам приходится повторять команду.
Устройства «Антилай».
Устройства «Антилай» - еще один способ контролировать лай Вашей собаки. Это устройство автоматически оказывает мягкое корректирующее воздействие каждый раз, когда собака начинает лаять. Это воздействие вызывает у собаки дискомфорт, который собака ассоциирует с собственным лаем. Собака быстро понимает, что избежать этого дискомфорта можно, прекратив лаять.
Использование ошейника «Анти-лай» не требует Вашего личного участия для оказания корректирующего воздействия во время лая. Собака собственным лаем вызывает корректирующее воздействие каждый раз, когда она залает. Такое последовательное воздействие делает для собаки достаточно легким понимание того, что не следует лаять в то время, когда на нее надет ошейник «антилай».
Некоторые собаки, например гончие или сторожевые, должны лаять «по долгу службы», так как это связано с выполняемой ими работой. Для таких собак предпочтительно использовать электронный радиоуправляемый ошейник и команду «Тихо!», а не устройство «Анти-лай».
12. Коррекция при агрессивном поведении.
Агрессивное поведение собаки может быть вызвано большим количеством причин. Социальное доминирование, трусливость, приобретенная привычка, физиологические проблемы, так же как и многие другие факторы, могут быть причиной агрессивного поведения.
В большинстве случаев правильное применение электронного радиоуправляемого ошейника может быть очень успешным для коррекции агрессии. Однако в некоторых случаях исправление агрессивного поведения с помощью электронного радиоуправляемого ошейника может быть проблематичным.
Поскольку причины для агрессивного поведения могут быть очень разнообразными и многочисленными и уникальными для каждой собаки, мы рекомендуем Вам обратиться за консультацией к специалисту, имеющему опыт работы с агрессивными собаками.
Мы настоятельно не рекомендуем Вам самостоятельно применять электронный радиоуправляемый ошейник для коррекции агрессивного поведения собаки без первоначальной практической помощи специалиста.
13. Как собаки учатся.
Здесь мы приводим некоторые базовые указания, которые касаются всего курса обучения базовому послушанию с применением электронного радиоуправляемого ошейника.
1. Тщательно и последовательно следуйте «пошаговому» процессу обучения каждой команде. Не предполагайте, что собака должна обязательно сразу понимать взаимосвязь коррекции и услышанной команды. Коррекция первоначально может, наоборот, сбить собаку с толку, даже если она знает команду.
2. Не начинайте обучение с применением электронного радиоуправляемого ошейника со слишком сильного уровня воздействия. Используйте уровень, которого не более чем достаточно для того, чтобы собака реагировала на него после повторения. Не начинайте обучение с уровня, который вызовет беспокойство собаки или, тем более, заставит ее скулить. Диапазон уровня интенсивности современных электронных радиоуправляемых ошейников достаточно широк для того, чтобы подобрать подходящий для собаки любой породы и темперамента. В разделе 3 «Как выбрать уровень интенсивности воздействия» подробно описывается процесс определения подходящего для собаки уровня воздействия.
3. Не начинайте обучение в обстановке большого количества отвлекающих факторов. Постарайтесь сделать первые уроки и начало обучения каждой команде как можно проще для собаки. Ей трудно учиться, когда вокруг происходит много событий, отвлекающих ее внимание.
4. Для закрепления полученных навыков и надежной работы собаки, в конце обучения, наоборот, используйте все возможные отвлекающие факторы. Использование, казалось бы, уже отработанных в процессе обучения команд в «реальной жизни» иногда может принести весьма разочаровывающие результаты, поскольку собака может быть сбита с толку непривычной ситуацией. Использование как можно большего количества «запланированных» отвлекающих факторов в процессе обучения при закреплении полученных навыков для многих собак является «мостом» для перехода к надежной работе в реальных ситуациях.
5. Когда Вы добавляете в обучение «отвлекающие факторы», делайте это постепенно и осторожно. Сбитая с толку «коррекцией», собака может ассоциировать ее не со своим неповиновением команде, а, собственно, с самим «отвлекающим фактором». Понемногу и постепенно, небольшими дозами, добавляйте отвлекающие факторы в процесс тренировки. Не допускайте, чтобы «отвлекающий фактор» мог вызвать у собаки испуг.
6. Вам может понадобиться более сильный, чем обычно, уровень воздействия, при отработке навыка в условиях отвлекающих факторов. Это совершенно нормально для большинства собак. После того, как Ваша собака уже хорошо знакома с воздействием ошейника, не бойтесь увеличивать уровень воздействия, чтобы помочь собаке понять, что она должна выполнять Вашу команду в любых условиях, в том числе и при значительных отвлекающих факторах. Не изводите собаку воздействиями, на которые она просто не обращает внимание.
7. Держите собаку на уровне «сбалансированного поведения». Некоторые команды (такие как «рядом», «ко мне») требуют от собаки движения. Другие (такие как «сидеть», «лежать») наоборот, заставляют ее оставаться неподвижной в течение какого-то времени. Собака, которая хорошо усвоила повиновение одному типу команд, может попытаться предложить Вам такой же вариант поведения в ответ на команды второго типа. Она делает это не потому, что не хочет выполнить команду. Наоборот, она очень старается. Поэтому рекомендуется чередовать команды различного типа в процессе обучения. Обучайте ее команде «двигательного» типа в течение некоторого количества занятий, затем, на следующем занятии, отработайте команды «стационарного» типа (или наоборот).
8. Делайте Ваши уроки короткими и разбивайте их на маленькие «подзадачи». Собаки обучаются очень маленьким шагами, так как «периоды внимания» во время процесса обучения у них очень короткие.
9. Сделайте процесс обучения успешным для собаки. Собаки хорошо учатся, если только они накапливают «успешный» опыт обучения. Иногда необходимо облегчить собаке задачу в процессе обучения так, чтобы она могла успешно ее понять и выполнить. Всегда, когда Вы видите, что собака не может понять или выполнить то, что от нее требуется, упрощайте задачу. Не бойтесь вернуться назад и разбить урок на еще более мелкие шаги-«подзадачи».
10. Будьте всегда последовательны. Всегда будьте аккуратны и последовательны во всех Ваших действиях и в требованиях, которые Вы установили для работы Вашей собаки.
11. Для обучения собаки необходимы неоднократные повторения. Собака учится, устанавливая и запоминая взаимосвязь предметов и действий. Повторения в процессе обучения необходимы ей для выработки точного понятия, что и с чем именно ей следует ассоциировать.
12. Сосредоточьтесь на обучении собаки каждый раз только одному действию. Собака не сможет выработать правильные ассоциации, если занятия построены слишком сложно для нее.
13. Всегда хвалите собаку, чтобы она знала, когда она правильно выполняет Вашу команду. Постарайтесь предусмотреть достаточно времени для игры с собакой во время тренировок. Используйте игру, чтобы поддерживать интерес собаки к обучению. Нужно, чтобы и Вам и Вашей собаке было весело и интересно заниматься, чтобы вы оба с нетерпением ждали следующей тренировки.
14. Обучите собаку команде прежде, чем отрабатывать ее с электронным радиоуправляемым ошейником. Для достижения наилучших результатов при обучении с электронным радиоуправляемым ошейником, мы рекомендуем первоначально научить собаку команде с помощью длинного или короткого поводка, и только потом переходить к обучению электронным радиоуправляемым ошейником. Как только собака поймет, что именно Вы от нее хотите, она будет готова учиться и понимать воздействие электронного радиоуправляемого ошейника, который с этого момента может использоваться для усиления команды, вместо воздействия поводком, и собака быстро научится реагировать на воздействие электронный радиоуправляемый ошейник. Однако, от собаки не требуется умения особенно хорошо выполнять команду, когда Вы начинаете обучение с электронного радиоуправляемого ошейника. На самом деле, даже лучше, если она еще не умеет ее выполнять достаточно хорошо. В данной инструкции описаны способы обучения собаки с применением электронного радиоуправляемого ошейника, когда она уже знакома с «базовыми» команды. Если Ваша собака вообще не знает никаких базовых команд, необходимо предварительно хотя бы немного научить ее этим командам с помощью поводка, прежде чем переходить к обучению с электронным радиоуправляемым ошейником.
14. Курс базового послушания.
a. «Ко мне»
В начале обучения собаки этой команде, необходимо использовать сочетание электронного воздействия с воздействием, уже знакомым и понятным собаке, например, подтягивая ее к себе на длинном поводке. Как только вы уверены, что собака установила связь между воздействием и тем, что от нее требуется, прекратите использование поводка и переходите к обучению с электронного радиоуправляемого ошейника. Установите на ошейнике заранее выбранный уровень интенсивности (п.3).
В начале обучения используйте кнопку продолжительного воздействия. Однако, если собака очень чувствительная, можно использовать последовательно несколько нажатий моментального воздействия.
Для начала обучению найдите место, где не будет сильных раздражителей для собаки, таких как другие собаки или домашние и сельскохозяйственные животные, играющие дети, члены семьи и пр.
Последовательность обучения команде при помощи электронного радиоуправляемого ошейника.
1. Надев на собаку электронный радиоуправляемый ошейник, к обычному ошейнику пристегните тренировочный поводок длиной 6-10 метров. Дайте собаке возможность «изучить обстановку» и успокоиться.
2. Один раз напомните собаке путем коррекции поводком, что требуется от нее по команде, прежде, чем в первый раз использовать коррекцию электронным радиоуправляемым ошейником. Позовите собаку и слегка подтяните ее за поводок так, чтобы она обернулась на Ваш зов и подошла к Вам.
3. Еще раз дайте собаке возможность «расслабиться». Позовите собаку в тот момент, когда она не смотрит на Вас, и одновременно нажмите кнопку на передатчике. Слегка потяните ее за поводок, чтобы она начала движение в Вашем направлении.
4. Прекратите воздействие в тот момент, как только собака направилась к Вам.
5. Похвалите собаку за то, что она повернулась к Вам и начала движение в правильном направлении.
6. Если собака прекращает движение в Вашем направлении, снова позовите ее и нажмите кнопку. Еще раз подтяните ее за поводок.
7. Похвалите собаку, как только она подошла к Вам.
8. Не отпуская собаку с тренировочного поводка, отпустите ее «погулять», снова дайте ей возможность «расслабиться».
9. Несколько раз повторите упражнение (шаги 3 - 8).
10. Когда собака начнет последовательно выполнять команду только по воздействию электронного ошейника, и больше не нуждается в корректировке тренировочным поводком, прекратите использование поводка. Можно сначала отпустить его на землю, а еще через несколько успешных повторений отстегнуть от ошейника. Скорее всего, он больше не понадобится. «Успешное» поведение собаки должно проявиться по меньшей мере, на третьем занятии. Однако, большинство собак достигают успеха значительно раньше.
Добавление в тренировку «отвлекающих факторов».
Итак, Ваша собака научилась «выключать» ошейник, подходя к Вам по Вашей команде. Теперь, для закрепления навыка в «реальных» условиях, необходимо отработать его в различных условиях при воздействии различных отвлекающих факторов.
Проводите тренировку команды «ко мне» в различных местах, постепенно увеличивая «уровень» отвлекающих факторов. Следуйте рекомендациям раздела «как учатся собаки».
Продолжая занятия с собакой в условиях отвлекающих факторов, всегда давайте собаке одну (но только одну) возможность выполнить команду, не нажимая кнопку. Используйте воздействие только тогда, когда собака не выполнила команду с первого раза. Также всегда будьте готовы быстро увеличить уровень воздействия, если потребуется преодолеть влияние отвлекающего фактора на собаку. Всегда немедленно прекращайте воздействие, как только собака начала выполнять команду. Если собака прекращает выполнение команды «на полдороге» или выполняет ее медленно, повторите команду и снова нажмите кнопку.
Возможные проблемы.
Собака не отходит от Вас после подхода по команде «ко мне».
Нужно уменьшить количество повторений во время занятия. Прекратите занятие и поиграйте с собакой. Смените место тренировки и возобновите занятие. Сделайте более продолжительными перерывы между каждым «подходом», давайте собаке «расслабиться» прежде, чем снова возобновлять отработку команды. Также иногда зовите собаку, но не нажимайте кнопку. Это даст возможность собаке почувствовать себя более свободно.
Собака не реагирует на воздействие, и даже после нескольких занятий не наблюдается никаких улучшений.
Увеличивайте уровень интенсивности до тех пор, пока не найдете тот уровень, который привлечет внимание собаки к выполнению команды. Несколько раз отработайте команду на этом уровне. Когда собака начнет реагировать на команду после нескольких упражнений (или занятий), можно уменьшить уровень воздействия. Если собака не реагирует на воздействие при наличии очень сильных отвлекающих факторов, поработайте некоторое время на дрессировочном поводке, чтобы удержать собаку от попыток «прорваться» через электронную коррекцию, чтобы «достать» то, что так сильно привлекло ее внимание.
b. «Сидеть» - (посадка на движении)
Предполагается, что собака уже знает команду «сидеть» до того, как Вы начинаете отрабатывать ее с помощью электронного радиоуправляемого ошейника. Если собака еще не знает эту команду, ее необходимо обучить этой команде, используя приемы обычной дрессировки. Обычно собака обучается этой команде легко и быстро. (Есть также возможность обучить ее этой команде сразу с использованием электронного радиоуправляемого ошейника).
В начале обучения установите уровень воздействия в соответствии с п. 3 Как выбрать уровень интенсивности воздействия.
На начальном этапе обучения используйте кнопку продолжительного воздействия.
Если собака слишком чувствительная, используйте «серию» нажатий кнопки моментального воздействия.
Начинать обучение лучше в хорошо знакомом собаке месте, где Вы с ней обычно гуляете или занимаетесь. Желательно, чтобы там не было сильных раздражителей для собаки, таких как другие собаки или домашние и сельскохозяйственные животные, играющие дети, члены семьи и пр.
Последовательность обучения команде при помощи электронного радиоуправляемого ошейника.
1. С собакой на поводке пройдите несколько шагов вперед, после чего остановитесь и дайте собаке команду «Сидеть». В начале занятия выполните это упражнение (не применяя воздействие электронного радиоуправляемого ошейника) несколько раз, чтобы напомнить собаке, что от нее требуется по этой команде.
2. Повторите то же самое упражнение, но в этот раз, произнеся команду «сидеть», нажмите кнопку продолжительного воздействия, и еще раз повторите команду.
3. При необходимости примените обычное механическое воздействие поводком или нажатием на круп собака, чтобы помочь собаке выполнить требуемую команду.
4. Прекратите воздействие, как только собака сядет, и похвалите ее.
5. Если собака пытается встать до того, как Вы позволите ей это сделать, снова дайте команду «сидеть» и нажмите кнопку.
6. Через некоторое время разрешите собаке встать и уйти с того места, где Вы отрабатывали команду. Дайте собаке возможность немного расслабиться, а затем перейдите с ней в другое место и возобновите обучение.
7. Повторите шаги 2-6 несколько раз. Закончите занятие, похвалив собаку, и поиграйте с ней.
8. Когда собака начнет выполнять команду «сидеть», лишь только заметив, что Вы останавливаетесь, или даже начнет «присаживаться» во время движения, изъявляя готовность сесть в любой момент (таким образом она старается «предупредить» воздействие), можно переходить к обучению при отвлекающих факторах. Как правило, не позже, чем на втором-третьем занятии, собака начинает себя вести подобным образом. Большинство собак начинают выполнять команду еще раньше.
Добавление в тренировку «отвлекающих факторов». Команда «Сидеть – место»
Итак, Ваша собака научилась «выключать» ошейник, быстро усаживаясь по Вашей команде. Теперь, для обучения собаки оставаться сидеть на месте и закрепления навыка в «реальных» условиях, необходимо отработать его в различных условиях при воздействии различных отвлекающих факторов.
Проводите тренировку команды «сидеть» в различных местах, постепенно увеличивая «уровень» отвлекающих факторов. Следуйте рекомендациям раздела «Как учатся собаки». Очень эффективно использование помощника, возможно с другой собакой. Используйте воздействие в тот момент, как только собака среагирует на отвлекающий фактор и попытается встать или уйти с места, где Вы приказали ей сидеть.
Продолжая занятия с собакой в условиях отвлекающих факторов, всегда давайте собаке одну (но только одну) возможность выполнить команду, не нажимая кнопку. Используйте воздействие только тогда, когда собака не выполнила команду с первого раза. Также всегда будьте готовы быстро увеличить уровень воздействия, если потребуется преодолеть влияние отвлекающего фактора на собаку. Всегда немедленно прекращайте воздействие, как только собака начала выполнять команду. Если собака прекращает выполнение команды «на полдороге» или выполняет ее медленно, повторите команду и снова нажмите кнопку.
Последовательность обучения команде при отвлекающих факторах.
1. Взяв собаку на поводок рядом с собой, дайте ей команду «сидеть», не нажимая кнопку.
2. Когда собака сядет, примените какое-либо несильное отвлекающее воздействие.
3. Если собака встает, повторите команду, одновременно нажав на кнопку.
4. Как только собака сядет, отпустите кнопку.
5. Если собака не садится, используйте обычное механическое воздействие (в сочетании с электронным), заставляя ее сесть.
6. Хвалите собаку, когда она правильно выполняет команду, и пресекайте попытки уйти с места.
7. Постепенно увеличивайте силу отвлекающего воздействия.
Отработка команда «Сидеть» на расстоянии с помощью электронного радиоуправляемого ошейника после того, как собака уже знакома с этой командой.
Теперь, когда собака понимает корректирующее электронное воздействие при команде «сидеть», можно переходить к обучению исполнении этой команды на дистанции («посадка на расстоянии»)
1. Возьмите собаку на длинный тренировочный поводок длиной 6-10 метров. Дайте собаке возможность отойти от Вас на 2-3 метра.
2. Дайте команду «сидеть»
3. Если собака сразу садится по команде, подойдите к ней, похвалите, отпустите погулять на 2-3 минуты, а затем повторите упражнение еще несколько раз.
4. Если собака сразу же не садится по команде, повторите команду и дайте короткое воздействие.
5. Не давайте собаке сделать ни одного шага по направлению к Вам, когда она садится. При необходимости подойдите к собаке и дайте ей команду «сидеть».
6. Во время отработки этой команды всегда подходите к собаке сами, чтобы отпустить ее погулять. Ни в коем случае не «отзывайте» собаку с места. Позже, когда этот навык будет отработан, Вы сможете отпускать или подзывать собаку с большого расстояния, не подходя к ней.
Возможные проблемы.
Отрабатывая команду «сидеть» с помощью электронного радиоуправляемого ошейника, Вы замечаете, что собака не понимает, что от нее требуется.
Возможно, собака не вполне поняла, что от нее вообще требуется по этой команде. Вернитесь к началу обучения команде (без ошейника) и позанимайтесь с собакой перед тем, как снова работать с ошейником.
Отрабатывая «посадку на расстоянии», собака не желает садиться где-либо, кроме как рядом с Вами.
Прежде всего, не произносите кличку собаки перед командой. Услышав кличку, собака, скорее всего, захочет подойти к Вам. Дополнительным средством отработки этого навыка является второй тренировочный поводок в руках Вашего помощника. С его помощью помощник удерживает собаку от попыток движения в Вашем направлении, в то время как Вы удерживаете собаку Вашим поводком от попытки подойти к помощнику. Таким образом, вы оба не даете собаке возможности двигаться в любом из направлений, в то время как Вы даете ему команду «Сидеть». Помогите собаке понять, что воздействие не выключится до тех пор, пока она не сядет на месте. Как только она это поймет, она прекратит попытки подбежать к Вам, услышав команду «сидеть», а быстро выполнит команду и сядет там, где ее застала команда.
Работая в условиях «отвлекающих факторов», собака не обращает никакого внимания на воздействие электронный радиоуправляемый ошейник, и занятия не приносят никакого положительного результата. Или собака «прорывается» через коррекцию и бежит туда, где что-то привлекает ее внимание.
· Используйте менее сильные раздражители, пока собака не начнет стабильно на них не отвлекаться, и только потом усиливайте раздражители.
· Также используйте более сильный уровень воздействия, пока не найдете тот уровень, который способен отвлечь собаку от раздражителя и привлечь ее внимание к Вам.
· Начиная обучение команде «сидеть» в условиях «отвлекающих факторов», необходимо, чтобы тренировочный поводок был на собаке до тех пор, пока собака не поймет, как нужно правильно реагировать на коррекцию электронным радиоуправляемым ошейником даже при очень сильных раздражителях. Длинный тренировочный поводок не дает собаке возможности проигнорировать коррекцию и «вознаградить» себя за «терпение», дорвавшись до того, что так сильно привлекло ее внимание.
· Когда собака вскакивает, чтобы побежать туда, где «раздражитель» привлек ее внимание, продолжайте воздействие, пока собака не сядет. Прекратив воздействие, как только собака сядет, Вы даете ей понять, что именно это действие является правильным. Правильная коррекция электронным радиоуправляемым ошейником эффективно обучает собаку тому, что движение куда-либо после того, как ей дали команду «сидеть» - это совсем не то, что ей хотелось бы сделать.
c. «Рядом»
Предполагается, что собака уже знает команду «рядом» до того, как Вы начинаете отрабатывать ее с помощью электронного радиоуправляемого ошейника. Если собака еще не знает эту команду, ее необходимо обучить этой команде, используя приемы обычной дрессировки. При переходе на работу с электронным ошейником необходимо использовать сочетание электронного воздействия с воздействием, уже знакомым и понятным собаке, например, легко подергивая поводок. Установите на ошейнике заранее выбранный уровень интенсивности (п.3). В начале обучения используйте кнопку продолжительного воздействия или, если собака очень чувствительная, можно использовать последовательно несколько нажатий моментального воздействия (п.4).
Для начала обучения найдите место, где не будет сильных раздражителей для собаки, таких как другие собаки или домашние и сельскохозяйственные животные, играющие дети, члены семьи и пр.
Последовательность обучения команде при помощи электронного радиоуправляемого ошейника.
1. Сначала наденьте на собаку обычный ошейник с поводком и несколько раз путем коррекции поводком напомните собаке, что требуется от нее по команде.
2. Продолжайте отрабатывать команду «рядом». При необходимости коррекции, корректируйте движение собаки одновременно при помощи поводка и электронного ошейника. Используйте продолжительное воздействие одновременно с коррекцией поводком.
3. Переходим к следующему этапу. Используйте для корректировки движения собаки продолжительное или моментальное воздействие (без корректировки поводком) тогда, когда собака отклоняется на метр или более от положения «рядом». Если собака отклоняется меньше, чем на метр, корректируйте ее движение только при помощи поводка.
4. Через некоторое время начните корректировать небольшое отклонение (менее 1 м) также при помощи электронного ошейника.
5. Всегда хвалите собаку, когда она правильно движется рядом, даже если вам пришлось подкорректировать ее движение.
6. Отрабатывайте команду в различных местах и постепенно увеличивайте «уровень» отвлекающих факторов. Следуйте рекомендациям раздела «как учатся собаки».
7. Когда вы увидите, что ваша собака практически не нуждается в коррекции для выполнения команды «рядом», вы можете отцепить поводок и использовать для корректировки только электронный ошейник. Теперь ваша собака может уверенно идти рядом без поводка.
Возможные проблемы.
Отрабатывая команду «рядом», Вы замечаете, что собака движется слишком близко к Вам.
Вы можете избежать «чрезмерной старательности» со стороны собаки, если Вы будете использовать коррекцию при помощи электронного ошейника, если собака движется на расстоянии метр или более от вас, а если «отклонение» от положения «рядом» составляет менее метра, корректировать движение собаки поводком. Только после того, как собака наберется опыта, Вы можете использовать электронный ошейник для любой корректировки движения собаки. Несколько поворотов налево во время движения «рядом» также помогут вашей собаке не тесниться рядом с Вами.
При движении «рядом» собака не обращает никакого внимания на воздействие электронного радиоуправляемого ошейника и занятия не приносят никакого положительного результата.
Используйте более сильный уровень воздействия, пока не найдете тот уровень, который способен привлечь внимание собаки. Используйте менее сильные раздражители, пока собака не начнет стабильно на них не отвлекаться, и только потом усиливайте раздражители.
Собака неточно выполняет команду «рядом», и использование электронного воздействия только пугает ее.
Отработайте команду «рядом» на поводке, без использования электронного ошейника. Начинайте использовать коррекцию при помощи электронного ошейника только тогда, когда собака научится двигаться по команде.
При движении рядом собака выглядит грустной, движется сзади, отстает.
Движение рядом может быть монотонным для собаки. Сделайте занятия менее продолжительными и более энергичными, хвалите собаку и даже тогда, когда она не выполняет все идеально. Делайте перерывы и играйте с собакой.
d. «Лежать»
Предполагается, что собака уже знает команду «лежать» до того, как Вы начинаете отрабатывать ее с помощью электронного радиоуправляемого ошейника. Если собака еще не знает эту команду, ее необходимо обучить этой команде, используя приемы обычной дрессировки. При переходе на работу с электронным ошейником необходимо использовать сочетание электронного воздействия с воздействием, уже знакомым и понятным собаке, например, рывок поводком вниз. Установите на ошейнике заранее выбранный уровень интенсивности (п.3).
В начале обучения используйте кнопку продолжительного воздействия или, если собака очень чувствительная, можно использовать последовательно несколько нажатий моментального воздействия (п.4). Начинайте обучение собаки команде «лежать» в уже знакомом месте, например, там, где проходили занятия по обучению другим командам.
Последовательность обучения команде при помощи электронного радиоуправляемого ошейника.
1. Возьмите собаку на поводок и посадите ее.
2. Дайте команду «лежать» и дайте короткое воздействие.
3. Одновременно с воздействием «уложите» собаку при помощи поводка.
4. Как только собака легла, отпустите поводок и кнопку воздействия.
5. Если собака порывается встать до того, как вы дали «освобождающую» команду, снова дайте воздействие и команду «лежать». Отпустите кнопку, как только собака ляжет, и похвалите ее.
6. Через некоторое время разрешите собаке встать и уйти с того места, где Вы отрабатывали команду. Дайте собаке возможность немного расслабиться, а затем перейдите с ней в другое место и возобновите обучение.
7. Повторите шаги 1-6 несколько раз. Закончите занятие, похвалив собаку, и поиграйте с ней.
8. Когда собака начнет «предварять» команду и выполнять команду «лежать» очень быстро, (таким образом она старается «предупредить» воздействие), можно переходить к обучению при отвлекающих факторах. Как правило, не позже, чем на втором-третьем занятии, собака начинает себя вести подобным образом.
Добавление в тренировку «отвлекающих факторов».
Итак, Ваша собака научилась «выключать» ошейник, быстро ложась по Вашей команде. Теперь, для обучения собаки оставаться лежать и закрепления навыка в «реальных» условиях, необходимо отработать его в различных условиях при воздействии различных отвлекающих факторов.
Проводите тренировку команды «лежать» в различных местах, постепенно увеличивая «уровень» отвлекающих факторов. Очень эффективно использование помощника, можно с другой собакой.
Последовательность обучения команде при отвлекающих факторах.
1. Взяв собаку на поводок рядом с собой, дайте ей команду «лежать», не нажимая кнопку.
2. Когда собака ляжет, примените какое-либо несильное отвлекающее воздействие.
3. Если собака встает, повторите команду, одновременно нажав на кнопку.
4. Постепенно увеличивайте силу отвлекающего воздействия.
5. Когда собака начнет правильно реагировать на воздействие, снимите поводок и используйте только электронное воздействие.
6. Хвалите собаку, когда она правильно выполняет команду и остается на месте.
Возможные проблемы.
Во время обучения собака абсолютно не ложится.
Поместите приемник на заднюю часть шеи собаки, так, чтобы воздействие «давило» ее вниз (следите за тем, чтобы контакты не были расположены непосредственно на позвоночнике). Уменьшите воздействие на 1 уровень. Возможно, необходимо еще какое-то время обучать собаку команде «лежать» с использованием поводка. Убедитесь в том, что Вы научили собаку правильно реагировать на воздействие поводком – ложиться – чтобы собака точно так же реагировала на электрическое воздействие.
Работая в условиях «отвлекающих факторов», собака не обращает никакого внимания на воздействие электронного радиоуправляемого ошейника, и занятия не приносят никакого положительного результата. Или собака «прорывается» через коррекцию и бежит туда, где что-то привлекает ее внимание.
· Используйте менее сильные раздражители, пока собака не начнет стабильно на них не отвлекаться, и только потом усиливайте раздражители.
· Также используйте более сильный уровень воздействия, пока не найдете тот уровень, который способен отвлечь собаку от раздражителя и привлечь ее внимание к Вам.
· Начиная обучение команде «лежать» в условиях «отвлекающих факторов», необходимо, чтобы тренировочный поводок был на собаке до тех пор, пока собака не поймет, как нужно правильно реагировать на коррекцию электронного радиоуправляемого ошейника даже при очень сильных раздражителях. Длинный тренировочный поводок не дает собаке возможности проигнорировать коррекцию и «вознаградить» себя за «терпение», дорвавшись до того, что так сильно привлекло ее внимание.
· Когда собака вскакивает, чтобы побежать туда, где «раздражитель» привлек ее внимание, продолжайте воздействие, пока собака не сядет. Прекратив воздействие, как только собака сядет, Вы даете ей понять, что именно это действие является правильным. Правильная коррекция электронным радиоуправляемым ошейником эффективно обучает собаку тому, что движение куда-либо после того, как ей дали команду «лежать» - это совсем не то, что ей хотелось бы сделать.
15. Дрессировка собак с использованием только звукового или вибросигнала
Использование звукового сигнала (вибросигнала) для обучения собак: Некоторые модели электронных ошейников оснащены звуковым сигналом, некоторые - вибросигналом. Есть несколько возможностей использования звукового и вибрационного воздействия.
ВАЖНО!
Ни в коем случае нельзя использовать звуковой или вибросигнал более чем одним из предложенных способов!
Три способа использования звукового воздействия и вибросигнала.
1. Вы можете использовать звуковой или вибросигнал в качестве «предупреждения».
2. Вы можете использовать звуковой сигнал (вибросигнал) для того, чтобы «похвалить» собаку на расстоянии, т.е. чтобы дать собаке понять, что она правильно выполнила команду.
3. Вы можете использовать звуковой сигнал (вибросигнал) в качестве заменителя вербальной команды или свиста. Для этого до введения использования звукового сигнала (вибросигнала) Вы должны выработать у собаки условный рефлекс. Другими словами, каждый раз Вы должны соблюдать последовательность действий, благодаря чему звуковой или вибросигнал приобретет для собаки определенное значение.
Использование звукового сигнала (вибросигнала) в качестве предупреждения.
Звуковой или вибросигнал может быть использован как предупреждение собаки о том, что она что-то делает неправильно, и сейчас последует электрическое воздействие.
Для этого звуковой или вибросигнал дается непосредственно перед применением электрического воздействия. В некоторых моделях электронных ошейников предусмотрена функция одновременной работы звукового или вибросигнала и электрического воздействия с одной кнопки. В некоторых моделях есть функция «звуковой или вибросигнал электрическое воздействие с задержкой 0,5 – 1 сек.» с одной кнопки.
В процессе обучения собака начинает воспринимать звуковой или вибросигнал как сигнал к немедленному выполнению команды или прекращению нежелательных действий. С этого момента электрическое воздействие из процесса обучения можно убрать, используя только вибросигнал или звук. При необходимости корректировки работы собаки время от времени можно применять электрическое воздействие в качестве «подкрепления» звукового или вибросигнала.
Использование звукового сигнала и вибросигнала для поощрения собаки.
1. Начинайте вводить звуковой сигнал (вибросигнал) во время игры или в других, приятных собаке ситуациях. Это даст собаке возможность привыкнуть к звуковому или вибросигналу.
2. После того, как собака привыкла к звуковому сигналу (вибросигналу), выберите моменты во время обучения, когда собака действительно делает все правильно и хорошо, и именно тогда нажимайте кнопку сигнала, так чтобы собака связывала сигнал с успехом.
3. Выберите ситуации, когда Вы можете похвалить собаку. Используйте звуковой сигнал (вибросигнал) за 1 или 2 секунды до вербальной похвалы.
4. После того, как собака начала связывать сигнал с похвалой, Вы можете начинать использовать его для поощрения собаки.
5. Не используйте электрическое воздействие сразу после звукового сигнала, чтобы звуковой сигнал (вибросигнал) не потерял «поощрительного» значения. Звуковой сигнал (вибросигнал) должен «говорить» собаке, что она сделала все правильно и может расслабиться.
Использование звукового сигнала (вибросигнала) в качестве «заменителя» команды.
Вы можете обучить свою собаку понимать, что звуковой сигнал (вибросигнал) – это то же самое, что какая-либо вербальная команда. Это может быть полезным в таких ситуациях, когда собака находится достаточно далеко от Вас и может не услышать голосовую команду или свист. Вы также можете использовать эти сигналы в качестве команды, если Вы не хотите, чтобы окружающие слышали команду. Вы можете, например, использовать звуковой сигнал или вибросигнал вместо голосовой команды «ко мне», поскольку собака уже знает эту команду. Собака не сможет научиться связывать звуковой или вибросигнал с различными командами, поэтому такой сигнал лучше всего использовать в качестве заменителя одной определенной команды.
Использование звукового и вибросигнала вместо вербальной команды «ко мне».
1. Через некоторое время после того, как собака начнет обучаться команде «ко мне» при помощи электронного радиоуправляемого ошейника, нажимайте кнопку звукового или вибросигнала, и сразу после этого давайте команду «ко мне».
2. После нескольких занятий начинайте использовать только звуковой или вибросигнал для подзыва собаки. Если собака не выполняет команду, используйте для корректировки электрическое воздействие. (Перед нажатием кнопки моментального или продолжительного воздействия необходимо отпустить кнопку звукового или вибросигнала).
3. Теперь для подзыва собаки Вы можете использовать как команду «ко мне», так и звуковой сигнал (вибросигнал). Для собаки они равнозначны.