Не надо требовать от собаки высоких моральных качеств.

Воспитание собаки должно опираться на данные ей природой естественные наклонности. Она ничего не «принимает близко к сердцу», у нее не «пробуждается совесть», и она никогда не бывает «коварной» или «зловредной». Тот, кто очеловечивает своего пса, невольно дает неправильную, противоречащую природе оценку поступков животного, а потом будет вынужден пожинать горькие плоды своих ошибок в его воспитании.

В процессе обучения не переносите логику, человеческих поступков на вашу собаку.

Она не может думать или делать вывод так, как это делаем мы. Она не может действовать, заранее все всесторонне обдумав и взвесив. Собака действует в соответствии с инстинктом и рефлексами. Чем осознанней вы сумеете настроиться на понимание «собачьей логики», тем легче вам будет обучать свою собаку. Собака видит окружающий мир по-своему, по-собачьи. Хозяин для нее — не человек, а вожак стаи. Если поведение собаки вы рассматриваете с точки зрения человека и даете ему человеческую оценку, вы тем самым приписываете псу человеческие ощущения и мотивы поведения и, вероятно, даже ждете от него в некотором роде человеческой логики.

Реакции собаки базируются в основном на рефлексах и инстинктах.

Если вы знаете, как поведет себя ваша собака в том или ином случае или какие из ее поступков происходят инстинктивно, вы можете использовать это как для обучения собаки, так и для поддержания дружеских отношений с ней. Однако, тот, кто находится с собакой действительно в дружеских отношениях, знает, что она порой проявляет чувства, которые, без сомнения, есть нечто большее, чем простые рефлексы или инстинктивные действия. Многие собаки чувствуют настроение хозяина, хотя оно внешне и не проявляется, и соответствующим образом реагируют на это. Иногда собаке достаточно всего лишь малозаметного приветливого жеста, чтобы сразу все понять.

Вы должны научиться понимать язык собаки.

Приветствие члена семьи, приход постороннего, защита или нападение кого-то из сородичей, обнаружение подстреленной или сообщение о найденной убитой дичи, боль, недовольство, страх — обо всем этом и многом другом оповещает ваш пес с помощью своего собачьего языка. Со временем вы научитесь правильно понимать все эти звуки. Тогда вы, даже не видя собаки, будете знать, что ее волнует и что определяет те или иные ее действия. Знание собачьего языка особенно важно тогда, когда собака должна что-то охранять или помогать на охоте

Вы должны себе четко представлять, что собака не понимает вашего языка.

Собака, вероятно, воспринимает лишь звуковую окраску вашей речи, ее тон. Однако это достаточно ей, чтобы понять ваше намерение и ваше желание, если свои слова вы подкрепляете жестами. Собака обнаруживает удивительную чуткость к вашему «языку жестов». Движения рук, жесты, язык ваших глаз, ваша осанка — все то, что вы часто неосознанно соединяете со словами, собака понимает правильно. Интонация ваших слов абсолютно точно говорит ей, что следует воспринимать как приказ и что является проявлением доброты.

Многое из поступков вашей собаки станет понятным лишь в том случае, если вы не будете забывать, что она член стаи.

Стремление быть рядом с человеком, нежелание оставаться в одиночестве, защита всех членов семьи от «чужих», недоверчивое или недружелюбное отношение к посторонним посетителям, обязательная церемония приветствия, когда входит член семьи — это и многое другое представляют из себя обычаи стаи. Вы должны считаться с этими обычаями, воспитав в себе терпимое отношение к ним. «Территория стаи», к которой относится собака, должна при правильном воспитании совпадать с «суверенной территорией» ее хозяина и его семьи. Комната, квартира, дом, сад, хозяйство, включающее двор, или парк могут быть территорией стаи. Эту территорию собака считает «своей» и, соответственно, защищает ее. На этой территории она бегает по одним и тем же тропам, прячет или закапывает кости, терпит кошку как спутницу стаи (иногда!) и ограничивает эту территорию, территорию своей стаи, нанося пахучие метки на деревья, камни, заборы, столбы, колонны. Тем самым пес обозначает область своего господства по отношению к чужим собакам, и эту территорию он убежденно защищает. Отделение от «стаи» всегда вызывает у собаки болезненную реакцию. Это необходимо учитывать. Даже щенок, которого мы отлучаем от его собачьей семьи, чувствует себя вначале несчастным. Смена хозяина при купле или продаже особенно болезненно воспринимается старыми собаками, пока они не вольются в новую стаю. Если вы привяжете где-нибудь вашу невоспитанную или плохо воспитанную собаку и уйдете, оставив ее одну, она начнет скулить или выть, воспринимая случившееся так, как если бы ее выгнали из стаи. Даже если члены семьи на улице или во время прогулки вдруг расходятся в разные стороны, т. е. стая неожиданно разделяется на две части, собака, не находящаяся на поводке, сразу приходит в смятение: за кем она должна следовать? Рекомендуется, чтобы кто-то из членов семьи взял собаку на поводок и держал до тех пор, пока ушедший не окажется вне пределов видимости.

Стремление играть, которое заложено в каждой собаке, нельзя оставлять без внимания.

Одних игрушек — мяча и костей из литой резины, разумеется, недостаточно. Собака, конечно же, любит играть и с вами, вожаком стаи. Она, как правило, в восторге, когда вы гоняетесь друг за другом, когда вы затем бросаете сучья или палки, а она снова и снова приносит их обратно, но отдает неохотно. В игре с собакой ни в коем случае нельзя использовать камни. Берегите ее зубы. Всегда давайте ей возможность поиграть с сородичами, с которыми она находится в дружеских отношениях.

Ошейник надевайте на щенка уже в раннем возрасте.

Это облегчит задачу его последующего обучения. Если щенок вначале скулит и пытается снять ошейник, то через несколько часов он уже к нему привыкает. Первым временным ошейником может служить узкий эластичный ремешок с дырочками, на котором должно быть кольцо для крепления поводка. В качестве ошейника можно использовать длинный тонкий шнур.

Обучение собаки начинается с первого дня ее появления у вас.

Чем моложе собака, тем легче и быстрее она подчиняется воле хозяина. Часто можно слышать семейные споры о том, что де только тогда, когда «наш щеночек» станет разумным и сообразительным, на него можно будет воздействовать похвалой и порицанием. Это утверждение происходит от незнания и неправильной оценки возможностей животного. Учить всегда надо смолоду